Личный кабинет инвестора

Инвестиционная декларация Орловской области


 

 

 

В целях активизации инвестиционного процесса, а также формирования благоприятного инвестиционного климата на территории Орловской области утверждена Инвестиционная декларация Орловской области:


 

Инвестиционная декларация Орловской области

I. Общее описание целей инвестиционного развития Орловской области

  1. Инвестиционная декларация Орловской области (далее также – декларация) разработана в целях:

обеспечения устойчивого социально-экономического развития Орловской области, направленного на повышение качества жизни населения;

формирования благоприятного инвестиционного климата в Орловской области (далее также – регион) за счет создания единых условий для стабильного ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в регионе.

  1. Правоотношения, связанные с инвестиционной деятельностью на территории Орловской области, регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Орловской области, законами Орловской области и иными нормативными правовыми актами Орловской области.
  2. Главной целью инвестиционного развития Орловской области является обеспечение увеличения реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития на 70 %
    до 2030 года по сравнению с показателем 2020 года.
  3. Инвестиционная декларация Орловской области содействует обеспечению гарантий субъектам предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности Орловской области о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, их актуальности, доступности и эффективности.
  4. Основными направлениями инвестиционной политики Орловской области являются:
  1. формирование благоприятного инвестиционного климата
    и стимулирование инвестиционной активности в Орловской области;
  2. обеспечение комплексной региональной государственной поддержки инвестиционной деятельности в Орловской области;
  3. обеспечение проактивной поддержки и сопровождения инвестиционных проектов и проектных инициатив в Орловской области;
  4. обеспечение приоритетной поддержки инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение в ключевых отраслях экономики;
  5. организация эффективного взаимодействия органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области (далее также – органы власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (по согласованию) (далее также – ОМСУ) с субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
  6. снижение административных барьеров при реализации инвестиционной деятельности в Орловской области и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Орловской области;
  7. инфраструктурное обеспечение реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  8. кадровое обеспечение реализации инвестиционной деятельности
    в Орловской области;
  9. обеспечение информационной открытости инвестиционной деятельности в Орловской области.

 

  1. Декларация устанавливает следующие принципы взаимодействия органов власти и ОМСУ с субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности:

 

  1. равенство – недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
  2. прозрачность – общедоступность информации органов власти по вопросам реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  3. сбалансированность интересов – учет интересов Орловской области, ОМСУ и субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
  4. вовлеченность – участие субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности в процессе принятия государственных решений по вопросам реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  5. взаимное уважение – взаимоотношения между органами власти, ОМСУ и субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, основанные на уважении интересов сторон.

II. Ключевые характеристики Орловской области

  1. Орловская область – это сосредоточение крупного аграрного и научно-производственного потенциала, надежной системы подготовки управленческих кадров, инженерных и рабочих специальностей.

     Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км (71-е место в России). Население области на 1 января 2022 года – 713,0 тыс. человек (64-е место в России).

  1. Валовой региональный продукт, по первой оценке Росстата, в 2019 году составил 265,7 млрд рублей, или 106,2 % к уровню 2018 года.

Структура валового регионального продукта по итогам 2019 года:

  1. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 19,2 %;
  2. промышленность – 18,7 %;
  3. торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – 14,1 %;
  4. деятельность финансовая и страховая, операции с недвижимым имуществом – 10,1 %;
  5. транспортировка и хранение, информация и связь – 9,8 %;
  6. строительство – 6,6 %;
  7. прочие виды деятельности (государственное управление, образование, здравоохранение, другие социальные и коммунальные услуги) – 21,5 %.

В 2021 году, по предварительной оценке, валовой региональный продукт составил 303,6 млрд рублей, или 101,9 % к уровню 2020 года.

Структура валового регионального продукта по итогам 2021 года:

  1. сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 23,1 %;
  2. промышленность – 20,6 %;
  3. торговля и общественное питание – 14,0 %;
  4. деятельность финансовая и страховая, операции с недвижимым имуществом – 9,9 %;
  5. транспортировка и хранение, информация и связь – 9,6 %;
  6. строительство – 7,1 %;
  7. прочие виды деятельности (государственное управление, образование, здравоохранение, другие социальные и коммунальные услуги) – 15,7 %.
  1. Агропромышленный комплекс Орловской области представляет собой многоотраслевой сектор, объединяющий производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство Орловской области специализируется на производстве зерна, мяса, молока, сахарной свеклы, картофеля, овощей, масличных культур.

Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по итогам 2021 года составил 135,5 млрд рублей, или 128,2 % в действующих ценах к уровню предыдущего года.

Объем экспорта продовольственных товаров и сырья по итогам января – сентября 2021 года составил 98,7 млн долларов США, что на 34,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

  1. Промышленный комплекс Орловской области выступает базовой составляющей экономики региона. Доля промышленного производства в общих налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней в 2021 году составила 36 %.

В промышленном комплексе области функционирует более тысячи предприятий, из них около 200 крупные и средние организации.

Основная часть промышленного производства региона сконцентрирована в трех промышленных центрах области – городах Орле, Мценске и Ливнах.

Индекс промышленного производства по итогам 2021 года
составил 111,6 %.

  1. Объем отгруженных товаров собственного производства в действующих ценах по итогам 2021 года составил 183,6 млрд рублей и по сравнению с 2020 годом увеличился на 23,3 %.
  2. Орловская область – один из крупных транспортных узлов
    в центральной части Российской Федерации, в котором сходятся четыре автомобильные дороги федерального значения (М-2 «Крым», Орёл – Брянск – граница с Республикой Беларусь, Перемышль – Орёл, Орёл – Тамбов)
    и 5 железнодорожных линий.

Выгодное географическое положение обуславливает значительные транспортные потоки, следующие через Орловскую область.

         Общая протяженность железнодорожных линий в области общего пользования составляет более 650 км. В Орловском узле сходятся 5 магистральных линий (на Елец, Михайловский рудник, Брянск, Москву, Курск).

  1. Полезные ископаемые Орловской области представлены 8 видами сырья: железными рудами, цементным сырьем, глинами тугоплавкими, строительными камнями, мелом, минеральными красками, цеолитами, лечебными грязями, и сосредоточены в 17 месторождениях, из которых 9 месторождений находятся в распределенном фонде недр и эксплуатируются или подготавливаются к освоению.

         Общераспространенные полезные ископаемые (далее – ОПИ) 10 видов сырья учтены в 145 месторождениях: глины кирпично-черепичные, глины керамзитовые, пески для минеральной ваты, пески строительные, противогололедные материалы, карбонатные породы для обжига на известь, пески для бетонов и силикатных изделий, опал-кристобалитовое сырье, торф.  В распределенном фонде недр на сегодняшний день находится 31 месторождение ОПИ (21 % от месторождений ОПИ). Ведущее место по количеству месторождений занимают торф (78 месторождений), пески строительные (33 месторождения) и глины кирпично-черепичные (21 месторождение). Остальные полезные ископаемые представлены единичными месторождениями.

  1. Орловская область – экспортно ориентированный регион, который благодаря выгодному географическому положению обладает значительным экспортным потенциалом.

  В течение 2021 года предприятия и организации, зарегистрированные в Орловской области, осуществляли торговлю с 85 странами мира. Из Орловской области экспортируется более 500 видов товаров в 73 страны мира.

Доля несырьевых товаров в экспорте региона составляет более 99 %. В его основе – продовольственные товары и сырье, машиностроительная продукция, металлы и изделия из них.

Внешнеторговый оборот Орловской области в 2021 году увеличился на 44,9 % по сравнению с 2020 годом и составил 814,7 млн долларов США.

  Экспорт региона составил 418,5 млн долларов США и вырос на 44,8 % за счет увеличения объемов вывоза товаров в страны дальнего зарубежья на 62,8 %, страны СНГ – на 18,2 %.

  Импорт увеличился на 45,0 % по отношению к 2020 году и составил 396,2 млн долларов США.

  Доля экспорта в общем внешнеторговом обороте Орловской области составила 51,4 %, импорта – 48,6 %.

  Основными торговыми партнерами в 2021 году являлись следующие страны: при экспорте – Латвия (24,8 %), Беларусь (12,2 %), Казахстан (9,0 %), Германия (8,0 %), Литва (7,4 %), Украина (4,9 %), Нидерланды (4,0 %), при импорте – Беларусь (19,6 %), Германия (17,8 %), Китай (13,7 %), Украина (9,9 %), Италия (8,4 %), Турция (5,9 %).

  1. Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций и предприятий за 9 месяцев 2021 года составил 41,0 млрд рублей, показав рост 107,1 % в действующих ценах к соответствующему периоду 2020 года.
  2. Структура инвестиций в основной капитал по «чистым» видам экономической деятельности за 9 месяцев 2021 года представлена в таблице.

Таблица

Вид экономической деятельности

Доля в общем объеме инвестиций
в основной капитал крупных
и средних организаций, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

46,6

Обрабатывающие производства

18,3

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

3,6

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

2,5

Транспортировка и хранение

6,6

Деятельность в области информации и связи

3,0

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

7,3

Образование

3,7

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

2,2

Прочие

6,2

 

  1. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2021 года составит 60,6 млрд рублей с ростом в действующих ценах 110,1 % и сопоставимых – 102,6 % к уровню 2020 года.
  2. Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Орловской области, являются: 
  1. удобное географическое расположение в юго-западной части европейской территории России (близость к городу Москве, пограничное положение с рядом крупных регионов Центрального федерального округа);
  2. развитая транспортная инфраструктура, обеспеченность энергетическими ресурсами;
  3. наличие преференциальных территорий (особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Орел» и территории опережающего социально-экономического развития «Мценск»);
  4. всесторонняя административно-правовая поддержка со стороны органов власти и ОМСУ, сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
  5. развитая система мер региональной государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  6. обеспеченность высококвалифицированными специалистами, многоуровневая система образования, наличие программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
  1. Перспективные направления инвестиционного развития Орловской области:
  1. пищевая и перерабатывающая промышленность;
  2. сельское хозяйство;
  3. логистика;
  4. фармацевтическая промышленность;
  5. приборостроение и электроника;
  6. производство строительных материалов;
  7. машиностроение, металлургия, металлообработка;
  8. деятельность в области информации, информационных технологий и связи.
  1. В Орловской области созданы необходимые институты развития и инструменты для государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Функционирует региональный институт развития – акционерное общество «Корпорация развития Орловской области» (далее также – Корпорация развития).

Основными задачами Корпорации развития являются создание и продвижение положительного инвестиционного имиджа Орловской области, содействие в реализации инвестиционных проектов, создание и развитие инвестиционных площадок и индустриальных парков, сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Для реализации данных задач Корпорация развития осуществляет работы по созданию объектов инфраструктуры, обеспечивает функционирование индустриальных парков, управляет объектами инфраструктуры индустриальных парков, осуществляет взаимодействие с субъектами предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, реализующими инвестиционные проекты на территории Орловской области.

  1. В Орловской области функционирует Инвестиционной портал Орловской области (https://invest-orel.ru) (далее – портал).

На портале представлены актуальная информация об инвестиционной привлекательности Орловской области, действующих на территории Орловской области преференциальных территориях, готовых инвестиционных предложениях, а также перечень свободных земельных участков и производственных площадок.

Просмотр содержимого портала возможен на русском, английском и китайском языках.

В целях оперативного решения вопросов, возникающих при реализации инвестиционной деятельности, на главной странице портала создана линия прямых обращений.

Для обеспечения удобного использования содержимого портала для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности создан личный кабинет инвестора.


III. Инвестиционные обязательства Орловской области

  1. Правительство Орловской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами Орловской области гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
  1. равное отношение ко всем субъектам предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности;
  2. отсутствие ограничений в реализации инвестиционной деятельности в Орловской области в рамках действующего законодательства;
  3. безопасность ведения предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности в Орловской области;
  4. защиту капитальных вложений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области;
  5. доступ к публичной информации органов власти и ОМСУ по вопросам реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  6. участие субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности в создании институциональных условий реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  7. учет мнения субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности при разработке нормативных правовых актов Орловской области по вопросам реализации инвестиционной деятельности в Орловской области;
  8. невмешательство в деятельность субъектов предпринимательской
    и (или) инвестиционной деятельности, за исключением случаев защиты законных прав и интересов иных лиц;
  9. осуществление мер, направленных на сокращение сроков и упрощение процедур выдачи разрешительной документации для субъект