Личный кабинет инвестора

Потребительский рынок


Денежные доходы населения, по расчетным данным, в 2020 году составили 230 537,0 млн рублей, что на 0,1 % больше, чем в 2019 году. Денежные расходы населения составили 212 379,2 млн рублей, из них потребительские расходы – 185 409,5 млн рублей, обязательные платежи
и разнообразные взносы – 25 485,5 млн рублей.

В 2020 году потребительский рынок области характеризовался положительным значением объемного показателя только по обороту оптовой торговли – 100,8 %. Все остальные сегменты потребительского рынка области показали снижение значений в сопоставимых ценах по сравнению
с предыдущим годом: оборот розничной торговли – 97,0 %, объем платных услуг населению – 86,9 %, оборот общественного питания – 77,2 %. Уменьшение объемных показателей связано с проведением Правительством Орловской области мероприятий по недопущению завоза и распространению коронавирусной инфекции.

В то же время в течение 2020 года проводились мероприятия
по развитию потребительского рынка области, обеспечению доступности товаров для населения, формированию конкурентной среды, дальнейшему развитию его инфраструктуры,

Розничная торговля.

Рынок услуг розничной торговли в регионе является конкурентным. Ажиотажного спроса на продовольственные и непродовольственные товары
в регионе не наблюдается. Состояние товарных запасов в розничной
и оптовой торговле в регионе в целом стабильное и обеспечивает удовлетворение потребительского спроса различных социальных групп населения в продовольственных товарах. К положительным тенденциям развития отрасли торговли и общественного питания относятся также высокий уровень насыщенности товарами и услугами, создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещение населения в области прав потребителей, реализация региональной торговой политики с учетом прав потребителей, а также взаимодействие исполнительных органов государственной власти Орловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области
и общественных объединений потребителей.

Доля отрасли торговли и общественного питания Орловской области
в консолидированном бюджете Российской Федерации за 2020 год составила 22,1 %, в валовом региональном продукте (по расчетным данным) – 13,8 %.

комфортных условий для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса населения с различным уровнем доходов, повышению качества и культуры обслуживания, созданию условий по обеспечению баланса экономических интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, и населения.

В целом потребительский рынок области характеризуется товарной насыщенностью в объемах и ассортименте, соответствующих покупательскому спросу населения.

В прошедшем году на деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общественного питания значительное влияние оказывали такие макроэкономические факторы как распространение пандемии коронавируса и вынужденное проведение комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности в Орловской области
с 19 марта 2020 года, высокая неопределенность из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, введение маркировки товаров средствами идентификации, изменение товарных предпочтений потребителей.

Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2020 года сложился
в сумме 140 083,7 млн рублей, что в фактических ценах составляет 100,7 %,
а в товарной массе – 97,0 % к уровню прошлого года. В расчете на одного жителя области было продано товаров на сумму 192,0 тыс. рублей.

Удельный вес непродовольственной группы товаров составил 53,5 %, пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, – 46,5 %.
По сравнению с 2019 годом продажа товаров первой группы в сопоставимых ценах уменьшилась на 3,4 %, второй – на 2,4 %.

В январе-декабре 2020 года оборот розничной торговли формировался,
в основном (96,7 %), торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Индекс физического объема здесь составил 97,8 %.

На территории региона создана многоформатная сеть объектов торговли и общественного питания, которая представлена 952 объектами стационарной торговли, специализирующимися на продаже продовольственных товаров,
2478 объектами, специализирующимися на продаже непродовольственных товаров, 1223 торговыми объектами со смешанным ассортиментом,
106 торговыми комплексами и центрами, 907 объектами нестационарной торговой сети (киоски и павильоны), 1286 предприятиями общественного питания и 72 розничными ярмарками.

Одним из основных показателей развития торговли является обеспеченность населения торговыми площадями. Обеспеченность населения региона стационарными торговыми площадями на 1 тысячу человек в 2 раза превысила норматив, рассчитанный по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации. По количеству магазинов на долю стационарных торговых объектов приходится 84 % торговых объектов, доля нестационарных объектов составляет 16 %.

В 2020 году на территории Орловской области открыты новые торговые объекты, такие как: ТРЦ «Модус» ООО «Национальная энергосберегающая компания» (площадью 15 тыс. кв.м.), 2 торговых центра «Горки»
ООО «АЛЬЯНС ПРОДУКТ» (общей площадью 2,59 тыс. кв м), гипермаркет «Маяк» (площадью 2 тыс. кв.м), магазин низких цен «Победа» ООО «Торговая компания Лето» (площадью 2 тыс. кв.м), магазин «Светофор»
ООО «Торгсервис 71» (площадью 800 кв.м), 5 магазинов сети «Магнит»
АО «Тандер», 5 магазинов сети «Пятерочка» ООО «Агроторг», входящих
в группу компаний X5 Retail Group, 5 магазинов фирменной торговой сети регионального товаропроизводителя «Свежее мясо» ООО «Макстер»,
4 магазина «Сибирский бегемот», 3 магазина «Оптовичок», 2 магазина «Дубки», 1 магазин «Табакерка», магазин «Маркет», магазин «Родное село», магазин «Мценские колбасы», магазин «У Палыча», магазин «Мясомолочный мир», магазин «Мелочи жизни», 5 интернет-магазинов «Wildberries»,
3 интернет-магазина «ADEO.PRO», 3 интернета-магазина «La moda», интернет-магазин «Vedro.pro», интернет-магазин «ВсеИнструменты.ру», интернет-магазин «1001 запчасть» и другие.

В регионе продолжается развитие малых и средних торговых предприятий, которые выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции региональных мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания,
и сельскохозяйственной продукции.

В целях обеспечения жителей Орловской области социально значимыми продовольственными товарами и сельхозпродукцией по ценам товаропроизводителей в муниципальных образованиях организована деятельность 72 розничных ярмарок. На долю розничных ярмарок приходится 3,3 % общего оборота, в денежном выражении продажа составила
4 665,5 млн рублей или 79,1 % к 2019 году в сопоставимых ценах.

Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности
за 2020 год составил 188 189,3 млн рублей, что в сопоставимых ценах
на 0,8 % больше, чем годом ранее. Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли составил 161 261,8 млн рублей, или 99,7 % в сопоставимых ценах к 2019 году. В формировании оборота оптовой торговли области
на долю субъектов малого предпринимательства приходится 42,3 %.

Оборот общественного питания Орловской области за 2020 год составил 3470,0 млн рублей, или 77,2 % в сопоставимых ценах к 2019 году. Снижение товарооборота и количества объектов предприятий общественного питания связаны с ограничениями деятельности и режима работы в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Оборот общественного питания Орловской области за 2020 год составил 3470,0 млн рублей, или 77,2 % в сопоставимых ценах к 2019 году. Снижение товарооборота и количества объектов предприятий общественного питания связаны с ограничениями деятельности и режима работы в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Структура общественного питания Орловской области в современных условиях объектов состоит из предприятий различных форматов и направлений, ориентированных на самые разные целевые аудитории населения.