Личный кабинет инвестора

Потребительский рынок


Денежные доходы населения, по расчетным данным, в 2021 году составили 253 382,7 млн рублей, что на 7,9 % больше, чем в 2020 году. Денежные расходы населения составили 230 699,1 млн рублей, из них потребительские расходы – 202 353,7 млн рублей, обязательные платежи и разнообразные взносы – 27 095,9 млн рублей.

Потребительский рынок региона в 2021 году развивался в условиях осуществления мероприятий по противодействию распространения новой короновирусной инфекции и принятия ограничительных мероприятий, связанных с COVID-2019. На потребительском рынке Орловской области удалось обеспечить сбалансированность, устойчивую товарную насыщенность, положительную динамику объемных показателей работы организаций торговли и общественного питания. Все сегменты потребительского рынка области, кроме оборота оптовой торговли (98,5 % к 2020 году), показали рост значений в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом: оборот общественного питания –118,9 %, оборот розничной торговли – 104,4 %, объем платных услуг населению – 104,3 %,

В целом потребительский рынок области характеризуется товарной насыщенностью в объемах и ассортименте, соответствующих покупательскому спросу населения.

Розничная торговля.

Рынок услуг розничной торговли в регионе является конкурентным. Ажиотажного спроса на продовольственные и непродовольственные товары в регионе не наблюдается. Состояние товарных запасов в розничной и оптовой торговле в регионе в целом стабильное и обеспечивает удовлетворение потребительского спроса различных социальных групп населения в продовольственных товарах. К положительным тенденциям развития отрасли торговли и общественного питания относятся также высокий уровень насыщенности товарами и услугами, создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещение населения в области прав потребителей, реализация региональной торговой политики с учетом прав потребителей, а также взаимодействие исполнительных органов государственной власти Орловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и общественных объединений потребителей. Доля отрасли торговли и общественного питания Орловской области в консолидированном бюджете Российской Федерации за 2021 год составила 19,7 %.

Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2021 года сложился в сумме 160 985,3 млн рублей, что в фактических ценах составляет 113,2 %, а в товарной массе – 104,4 % к уровню 2020 года. В расчете на одного жителя области было продано товаров на сумму 223,9 тыс. рублей.

Удельный вес непродовольственной группы товаров составил 54,4 %, пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, – 45,6 %.
По сравнению с 2020 годом продажа товаров первой группы в сопоставимых ценах увеличилась на 7,1 %, второй – на 1,4 %.

В январе-декабре 2021 года оборот розничной торговли формировался, в основном (97,1 %), торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Индекс физического объема здесь составил 104,7 %.

Инфраструктура потребительского рынка на территории региона представлена объектами розничной торговли и общественного питания, в том числе 907 торговыми объектами, специализирующими на продаже продовольственных товаров, 2456 торговыми объектами, специализирующими на продаже непродовольственных товаров, 1221 торговым объектом со смешанным ассортиментом, 108 торговыми комплексами и торговыми центрами, а также 908 объектами нестационарной торговой сети
и 1281 предприятием общественного питания.

Обеспеченность населения региона стационарными торговыми площадями на 1000 человек в 1,8 раза превысила норматив, рассчитанный по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

На территории Орловской области продолжается активное развитие сетевого ритейла, позволяющего решать вопросы по обеспечению населения товарами широкого ассортимента по ценам как эконом- так и премиум класса, применению современных торговых технологий. Доля оборота торговых сетей в формировании оборота розничной торговли Орловской области по итогам прошедшего года составила 40,4 % (39,4 % годом ранее). Доля оборота торговых сетей в формировании оборота розничной торговли пищевыми продуктами Орловской области по итогам 2021 года составила 59,9 % (59,2 % годом ранее).

На территории области активно осуществляют деятельность торговые объекты федеральных торговых сетей: «Магнит» АО «Тандер»; «Пятерочка» АО «Торговый дом «Перекресток», ООО «Агроторг»; «ЛИНИЯ» АО «Корпорация «ГРИНН»; «Европа» ООО «Европа»; «Метро Кэш энд Кэрри»; «Лента-157» Компания «Лента»; «Дикси» АО «Дикси Юг»; «Fix Price» ООО «Бэст Прайс»; «ДмитроГорский продукт» ООО «Дальние горки»; «Лיэтуаль» ООО «Алькор и Ко»; «Связной» ЗАО «Связной Логистика»; cалоны связи «МегаФон» Центральный Филиал ОАО «МегаФон Ритейл», «МТС» ЗАО «РТК», «Билайн» ОАО «Вымпел-Коммуникации»; супермаркеты цифровой техники «DNS» ООО «ДНС-Курск» и другие.

С увеличением числа современных модернизированных предприятий торговли возрастает качество и уровень обслуживания населения, расширяется ассортимент реализуемых товаров, осуществляется проведение промо-акций, внедрение маркировки товаров, дисконтных карт льготного обслуживания для постоянных клиентов, применение цифровых технологий для управления бизнесом, а также увеличивается объем безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карт. В некоторых супермаркетах «Пятерочка» и «Перекресток» ООО «Агроторг», «Европа» ООО «Европа» успешно используются кассы самообслуживания, которые расположены в кассовых зонах данных объектов. Покупатели, не контактируя с кассиром, самостоятельно сканируют и оплачивают товар. Данная форма торговли полностью автоматизирована, упрощает процесс покупок и увеличивает скорость обслуживания покупателей. В супермаркетах «Пятерочка», «Перекресток», «Европа» и «Линия» установлены звуковые штрих-кодеры, которые позволяют покупателям оперативно, без участия продавцов, узнать стоимость товара.

В связи с введением режима самоизоляции продолжается развитие рынка электронной коммерции, онлайн-магазинов. Кроме того, начали развивать онлайн-сегмент и в продуктовом ритейле. Ряд больших сетевых сетей объектов торговли, таких как «Пятерочка», «Перекресток», «Европа» и «Линия», создали платформы для онлайн-продажи товаров повседневного спроса. Также развивается формат торговли «вендинг» – продажа востребованных услуг и товаров через торговые автоматы снековые и кофейные, которые устанавливаются в торговых центрах, вузах, больницах и других общественных местах.

В регионе продолжается развитие малых и средних торговых предприятий, которые выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции региональных мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственной продукции. Малый и средний бизнес первым начинает продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой логистической системы и выхода в розничные торговые сети.

В Орловской области на регулярной основе осуществляет мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, в различных форматах объектов торговли. Вырабатываются и реализуются мероприятия по недопущению необоснованного роста цен на территории региона,
в том числе во взаимодействии с УФАС по Орловской области.

Оборот оптовой торговли

организаций всех видов деятельности за 2021 год составил 217 282,8 млн рублей, что в сопоставимых ценах
на 1,5 % меньше, чем годом ранее. Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли составил 184 963,5 млн рублей, или 98,0 % в сопоставимых ценах к 2020 году. В формировании оборота оптовой торговли области
на долю субъектов малого предпринимательства приходится 37,7 %.

Оборот общественного питания

Орловской области за 2021 год составил 4 461,3 млн рублей, или 118,9 % в сопоставимых ценах к 2020 году.

Количество предприятий общественного питания (кафе, баров и ресторанов) составило 1281 объект. Учитывая эпидемиологическую обстановку в регионе по итогам 2021 года на территории Орловской области прекратили деятельность 29 объектов общественного питания.

Структура общественного питания Орловской области в современных условиях состоит из предприятий различных форматов и направлений, ориентированных на самые разные целевые аудитории населения.

В целях сохранения бизнеса предприятиями общественного питания на территории Орловской области расширяется спектр предоставляемых услуг, в частности практикуется прием заказов по телефонам с доставкой полуфабрикатов собственного изготовления, блюд на дом и рабочие места.
Популярным становится развитие кейтеринга – сегмента общественного питания, связанного с оказанием услуг на удаленных точках, включающего все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании. У каждого заведения, в частности в ресторанном бизнесе, имеются блюда, которые являются своего рода визитными карточками.