Личный кабинет инвестора

Потребительский рынок


Денежные доходы населения в 2022 году составили 288 230,0 млн рублей, что на 11,9 % больше, чем в 2021 году. Денежные расходы населения составили 264 821,8 млн рублей и увеличились на 9,1 % по сравнению с предыдущим годом. Население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 231 553,1 млн рублей, что на 8,9 % больше, чем в 2021 году. В 2022 году прирост сбережений населения составил 23 408,2 млн рублей ( в 2021 году – 14 945,5 млн рублей).

В целом потребительский рынок области в 2022 году характеризуется товарной насыщенностью в объемах и ассортименте, соответствующих покупательскому спросу населения.

Рынок услуг розничной торговли в регионе является конкурентным. Ажиотажного спроса на продовольственные и непродовольственные товары в регионе не наблюдается. Состояние товарных запасов в розничной и оптовой торговле в регионе в целом стабильное и обеспечивает удовлетворение потребительского спроса различных социальных групп населения в продовольственных товарах. К положительным тенденциям развития отрасли торговли и общественного питания относятся также высокий уровень насыщенности товарами и услугами, создание благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещение населения в области прав потребителей, реализация региональной торговой политики с учетом прав потребителей, а также взаимодействие исполнительных органов государственной власти Орловской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области
и общественных объединений потребителей. Доля отрасли торговли и общественного питания Орловской области за 2022 год в валовом региональном продукте (по расчетным данным) составила 12,6 %.

Оборот розничной торговли за январь-декабрь 2022 года сложился в сумме 177 380,8 млн рублей, что в фактических ценах составляет 110,5 %, а в товарной массе – 95,1 % к уровню 2021 года. В расчете на одного жителя области было продано товаров на сумму 251,6 тыс. рублей.

Удельный вес непродовольственной группы товаров составил 52,2 %, пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, – 47,8 %. По сравнению с 2021 годом продажа товаров первой группы в сопоставимых ценах уменьшилась на 10,5 %, второй – увеличилась на 1,6 %.

В январе-декабре 2022 года оборот розничной торговли формировался, в основном (97,2 %), торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Индекс физического объема здесь составил 95,0 %.

Инфраструктура потребительского рынка на территории региона представлена многоформатной сетью объектов розничной торговли, в том числе: специализирующими на продаже продовольственных товаров – 869 торговыми объектами, непродовольственных товаров – 2451 объектом, товаров со смешанным ассортиментом – 1241 объектом, 111 торговыми комплексами и торговыми центрами, а также 898 объектами нестационарной торговой сети.

Обеспеченность населения региона стационарными торговыми площадями достигла 1110,15 кв. м на 1000 человек и превысила в 1,6 раза норматив, рассчитанный по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в регионе за истекший период открылись 3 торговых центра («Благовест», «Держава», «Центральный»), 5 магазинов сети «Пятерочка» ООО «Агроторг», 6 магазинов сети «Магнит» и 3 магазина «Магнит Косметик» АО «Тандер», 4 магазина «Победы» ООО «Торговая компания Лето», 1 магазин «Маяк» ООО «Восторг 76», 1 магазин «Светофор» ООО «Торгсервис 71», 1 магазин сети «ВкусВилл» ООО «ВкусВилл», 1 магазин «Горки» ООО «Альянс продукт», 14 магазинов «Красное и Белое» ООО «Альфа М», 2 магазина сети «Свежее мясо» ООО «МАКСТЕР», 1 магазин ООО «Змиевский рыбоперерабатывающий комплекс» и другие.

Развитие сети предприятий торговли происходило, в том числе за счёт увеличения количества магазинов, входящих в состав розничных торговых сетей. Они демонстрируют более высокую эффективность ведения бизнеса в силу преимуществ сетевой организации, которые позволяют проводить единую закупочную политику, строить собственные распределительные центры, использовать современное программное обеспечение, улучшать системы учёта товарных и финансовых потоков.

Оборот розничной торговли розничных торговых сетей в Орловской области за 2022 год составил 75198,4 млн рублей, его доля от общего объема розничной торговли – 42,4 % (40,9 % годом ранее). Доля оборота торговых сетей в формировании оборота розничной торговли пищевыми продуктами Орловской области по итогам 2022 года составила 60,9 % (59,9 % годом ранее).

Весомый вклад в развитие потребительского рынка области вносит система Орловской потребительской кооперации, включающая 390 магазинов, 17 автомагазинов, 16 павильонов и киосков, 39 предприятий общепита, 10 аптек, 14 ярмарочных площадок, которые являются основой социальной инфраструктуры, уровня и качества жизни населения сельских районов области. Объекты торговли работают в 7 форматах: «Кооп – Супер», «Кооп – Центр», «Кооп – Экспресс», «Кооп –У Дома», «Кооп – Эконом», «Кооп – Ярмарка», «Кооп – Маркет».

Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности за 2022 год составил 239 426,5 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 24,4 % меньше, чем годом ранее. Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли составил 209 766,8 млн рублей, или 76,2 % в сопоставимых ценах к 2021 году. В формировании оборота оптовой торговли области
на долю субъектов малого предпринимательства приходится 37,1 %.

Оборот общественного питания Орловской области за 2022 год составил 4 738,0 млн рублей, или 90,4 % в сопоставимых ценах к 2021 году. Количество предприятий общественного питания (кафе, баров и ресторанов) составило 1229 объектов.

Структура общественного питания Орловской области в современных условиях состоит из предприятий различных форматов и направлений, ориентированных на самые разные целевые аудитории населения.

Платные услуги населению. Населению Орловской области в январе–декабре 2022 года оказано платных услуг на 42 357,9 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,3 % выше данного показателя за аналогичный период 2021 года. В расчете на одного жителя области оказано платных услуг на сумму 60,1 тыс. рублей.

В структуре расходов населения на оплату услуг преобладают жилищно-коммунальные (34,6 %), бытовые (15,8 %), телекоммуникационные (13,7 %), и транспортные услуги (8,8 %).

Объем услуг бытового характера составил 6 696,4 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 8,6 % больше, чем в 2021 году. В расчете на одного жителя области бытовых услуг реализовано на сумму 9,5 тыс. рублей. В структуре расходов населения на оплату бытовых услуг 70,6 % приходилось на ремонт и строительство жилья и других построек, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования и услуги парикмахерских.

Наш сайт использует cookies, чтобы улучшить ваш пользовательский опыт. Подробнее
Подробнее